Широкий доступ к информации и мало возможностей быть собой: россияне оценили качество жизни молодежи

Россияне оценили уровень жизни молодежи в рамках глобального исследования Ipsos, подготовленного ко Всемирному экономическому форуму. В опросе участвовали 22 тыс. респондентов 16–74 лет из 33 стран. В опросе попросили оценить качество жизни молодого поколения по сравнению со старшим на примере реализации ряда возможностей.

  • Безопасность. Самая малая доля опрошенных россиян (30%) считает, что молодежь больше защищена от преступлений или причинения вреда здоровью. Пессимистичные настроения в этом вопросе царят в большинстве стран. Только в восьми регионах свыше 50% респондентов уверены, что молодежь в большей безопасности, — так ответили респонденты из Бразилии, Китая, Индии, Малайзии, Перу, Филиппин, Саудовской Аравии и Сингапура.
  • Пенсия. Перспектива комфортной жизни после выхода на пенсию также оценена россиянами низко. Только 33% посчитали, что у молодежи больше возможностей достойно жить после ухода с работы. По миру оценки этого критерия разнятся. Меньше 30% респондентов оказалось в 12 странах, больше 50% уверенных в перспективах после пенсии — в девяти странах.
  • Стабильная работа. 35% респондентов из России уверены, что у молодежи появилось больше возможностей получить надежную работу. Более оптимистичных стран в этом опросе оказалось 14.
  • Образование и возможность быть собой. По этим двум критериям Россия оказалась среди немногих стран, где меньше 50% высоко оценили возможности молодежи. 42% россиян признают, что молодое поколение имеет больше шансов получить хорошее образование. Так же невысоко уровень обучения в своих странах оценивают респонденты из четырех регионов: Франции, Венгрии, Израиля, Нидерландов. Меньше половины (40%) опрошенных россиян считают, что у молодежи больше возможностей быть собой. Аналогичные оценки дали участники из пяти стран: Бельгии, Франции, Японии, Швеции, Турции.
  • Информация и развлечения. Респонденты из всех стран сошлись в одном: у молодежи гораздо больше доступа к информации и развлекательному контенту — музыке, книгам и фильмам. По обоим критериям эту возможность высоко оценили 77% опрошенных россиян.

Широкий доступ к информации и мало возможностей быть собой: россияне оценили качество жизни молодежи

За пять лет продажи печатной прессы в России сократились почти вдвое

С 2014 по 2019 г. продажи газет и журналов в России снизились на 45%, пишет ТАСС со ссылкой на данные Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП). Издания по автомобильной и компьютерной тематике продемонстрировали самый большой спад — за пять лет они сократились на 15-16%.

  • На втором месте по темпам падения оказались информационно-новостная пресса, коллекционные журналы и издания о дизайне и интерьере (12–14%). Продажи материалов по кулинарии и для женщин упали на 7–9%. Самым стабильным стал сегмент для детей, садоводов и огородников, уменьшившийся на 2–5%.

  • В целом рынок прессы падал со среднегодовым темпом 9%. Розница и подписные издания показали одинаково плохую динамику, отмечается в статье. На отрицательную динамику рынка повлияло и изменение количества киосков «пресса», указывает ТАСС, — их число сократилось с 41 тыс. до 35,2 тыс. точек за 2014-2018 гг., а в минувшем году их количество достигло 16 тыс. Частично это компенсируется журнальными стендами в сетевых магазинах.

  • «В 2020 году будут выработаны решения, которые позволят повысить рентабельность и сетей, и издателей», — поделился с информагентством президент СППИ ГИПП Руслан Новиков. По его словам, сейчас ведется серьезная борьба за киосковые сети, налоговые преференции, выделение субсидий и сдерживание почтовых тарифов. При это топ-10 цифровых СМИ — это интернет-аналоги печатных изданий, считает он. «Это говорит о том, что издатели уверенно себя чувствуют в цифровом пространстве, развиваются, и далеко не побочным эффектом развития диджитал-проектов является замещение снижения аудитории в принте и большой потенциал роста совокупной аудитории», — полагает глава союза.
Самым популярным у россиян телеканалом в 2019 году стала «Россия 1»

Самым популярным вещателем в РФ в прошлом году вновь стала «Россия 1». Об этом пишет РБК со ссылкой на данные компании ECI Media Management (были сделаны на основе измерений Mediascope).

Именно у «России 1» в 2019 г. была наибольшая среднесуточная доля аудитории среди всех зрителей (старше четырех лет и проживающих в крупных городах) — 11,8%. У ближайшего конкурента, «Первого канала», этот показатель был на уровне 10,4%, у НТВ — 8,9%.

«Россия 1» стала лидером по этому показателю четвертый год подряд, отметил заместитель гендиректора ВГТРК Александр Нечаев. Впервые она обошла «Первый канал» по итогам 2016 г.: тогда их среднесуточные доли равнялись 12,9 и 12,7% соответственно. В 2017 г. это были уже 13,2 и 12,1%, 2018 г. — 12,9 и 11,8%.

Самой популярной вечерней информационной программой будней в 2019 году оставалось «Время» «Первого канала». Но разрыв с вечерними «Вестями» был минимальным: средняя доля «Времени» — 12,9%, «Вестей» — 12,8%.

Однако «Россия 1» в прошлом году, как и другие вещатели, теряла зрителей. Ее среднесуточная доля среди всех зрителей старше четырех лет за год снизилась на 1,1 п.п. (среди целевой аудитории — на 1,2 п.п.) У «Первого канала» общее падение составило 1,3 п.п., среди ЦА — 1,6 п.п.

Среднесуточные доли своей целевой аудитории в 2019 г. выросли у СТС, «ТВ Центра», РЕН ТВ, «Карусели», «России 24», ТВ3, «Пятницы», «Муз ТВ» и «Ю». Максимальный прирост показал канал «Домашний». Среди женщин 25–59 лет (ЦА вещателя) показатель вырос на 1,1 п.п., до почти 5%. Среди всех зрителей — на 0,6 п.п., до 3,8%.

Россияне боятся деградации и потери работы из-за развития технологий

Что должно уйти

Большая часть ответов на вопрос, что россиянам мешает в повседневной жизни, связана с тратой времени. В прошлом должны остаться: долгие поездки на работу и с работы; необходимость посещать магазины и стоять в очередях; работа с бумажными носителями и долгое оформление документов; посещение врача для получения результатов анализов.

Что пугает

В развитии технологий респондентов пугает потеря контроля. Они боятся растерять навыки, необходимые для самостоятельной жизни, и стать зависимыми от технологий. Респонденты назвали четыре главных страха:

— безработица и «исчезновение» профессии, по которой работают;

— «не выжить» без технологий;

— «стать глупыми», потерять навыки и знания, которыми владели предыдущие поколения;

— манипулирование: «мне говорят, куда идти, что смотреть, что покупать».

Кроме того, участники выразили опасения в связи с невозможностью контролировать новые технологии.  «Умный дом — это хорошо, но если он выйдет из строя, то вы не сможете даже умыться — вода не включится. Автомобили без водителя — задумка хорошая, но если проводок перетрется, машина на скорости 120 км/час станет неуправляема…».

Что нужно улучшить

Улучшения, которых ждут участники опроса, также связаны с экономией времени и автоматизации рутинных процессов. Россияне хотели бы начать пользоваться удобствами, о которых в последнее время так много говорят: работа из дома, виртуальные помощники, гаджеты для уборки дома.

— Техника и технологии должны стать более доступными по цене.

— Приложения и гаджеты должны соответствовать новым ценностям и темпу жизни (удобно, просто, быстро, а главное — понятно).

— Рутинные вопросы должны решаться сами собой и не требовать участия человека.

— Все государственные услуги и сервисы нужно полностью перевести в онлайн.

— Работодатель должен меняться вместе с сотрудниками.

— Обучение должно стать быстрым и эффективным.

О чем мечтают

Люди по-прежнему мечтают о полетах в космос, одной таблетке «от всего», телепорте и иных мирах:

— Моментальная транспортировка грузов и людей

— Нанотехнологии в медицине, оценивающие общее состояние здоровья.

— Полностью голосовое управление всей техникой в доме.

— Гаджеты для осознанных сновидений.

— Технология по передаче запахов и тактильных ощущений.

Отчет составлен компанией Ipsos на основе качественного исследования синдикативного онлайн-сообщества типичных потребителей из разных городов России. В опросах принимают участие 30–40 человек.

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

Медиапотребление соответствует жизненному стилю поколений

Мобильный телефон остается основным источником информации для «рожденных со смартфоном в руках» представителей поколения Z (2000–2007 гг., в исследовании — с учетом ограничений Mediascope: интернет измеряется с 12 лет). На телепросмотр отводится около 20% времени, 10% из которых уходит на Smart-TV.

В целом представители поколения Z тратят меньше всего времени на медиа, что во многом объясняется родительским контролем, отмечают эксперты.

«Иксы» (1960–1980 гг.) больше всего медиавремени тратят на ТВ.

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

Mobile first — для поколений Z и Y

Треть пользователей поколения Z можно найти только в интернете, и половину из них — исключительно в мобайле. Самое «кросс-девайсное» поколение — это миллениалы. По сравнению с другими они активно используют и ТВ, и десктоп, и мобайл.

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

У каждого поколения свой прайм-тайм

И только у «зетеров» прайм-тайма фактически нет — они активны в течение всего дня. У миллениалов мобильный прайм-тайм вечером сменяется телевизионным.

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

На даче телевизор значительно чаще смотрят представители самого старшего поколения «иксов».

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

Контент

Поколения Z и Y в большей степени интересуются музыкой, кино и путешествиями. При этом поколение Y также потребляет автомобильный контент. «Иксы» же больше других интересуются политикой и спортом.

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

Отношение к ТВ-рекламе: от поколения не зависит

Около 20% зрителей всех возрастов на время рекламной паузы переключают канал.

Особенности медиапотребления трех поколений жителей России

Исследование проводилось на базе платформы Aizek с использованием медиаданных Mediascope TV Index и Web Index.

Мессенджеры стали самыми популярными приложениями десятилетия в России

Компания App Annie, занимающаяся аналитикой мобильной индустрии, назвала самые популярные приложения с 2010 по 2019 г. в России и мире. Глобально лидером по скачиваемости стало приложение Facebook, а среди российских пользователей — мессенджер WhatsApp.

Наибольшей популярностью в России пользовались соцсети и мессенджеры, аналогичный тренд наблюдался во всем мире. Помимо WhatsApp, россияне чаще всего загружали приложения «ВКонтакте» и Viber, а в тройку глобальных лидеров после Facebook вошли принадлежащие компании мессенджеры Facebook Messenger и WhatsApp.

В топ-10 загрузок в России вошел сервис «Сбербанк Онлайн» и приложения площадок онлайн-торговли Avito и AliExpress. «Примечательно, что в топе загрузок есть банковское приложение, что доказывает широкое проникновение и высокий уровень развития именно финансовых сервисов», — подчеркнули в App Annie. В то же время в десятке глобальных лидеров по скачиваемости находятся соцсети, включая Twitter, TikTok и Snapchat, а также видеохостинг YouTube.

Глобально по объему потраченных внутри приложения денег лидируют стриминговые и дейтинговые сервисы, а россияне больше всего тратились в социальных сетях. С точки зрения расходов самым популярным приложением в России стало «ВКонтакте», а в топ-3 вошли «Одноклассники» и «Читай!» — сервис от книжного интернет-магазина «Литрес». Больше всего глобальных затрат пользователей пришлось на видеосервис Netflix, приложение для быстрых знакомств Tinder и музыкальный сервис Pandora Music.

В игровом сегменте тенденции были похожими: среди российской и глобальной аудитории самым скачиваемым гейм-приложением стала бесконечная гонка «Subway Surfers», а самым «затратным» для пользователей — стратегическая игра «Clash of Clans». В топ-10 по загрузкам значатся различные игровые жанры: от раннеров до аркад. В России тройку лидеров по скачиваемости замыкают тамагочи «My Talking Tom» и гонка «Hill Climb Racing», а глобально — головоломка «Candy Crush Saga» и раннер «Temple Run 2».

Если россияне предпочитали совершать внутренние покупки в стратегических играх, то глобально пользователи тратили больше всего денег в головоломках. За десятилетие большая часть расходов в мобильных играх среди пользователей из РФ пришлась на приложения «World Of Tanks Blitz» и «Clash of Kings», а в мире — на логические игры «Monster Strike» и «Candy Crush Saga».

Мессенджеры стали самыми популярными приложениями десятилетия в России

Мессенджеры стали самыми популярными приложениями десятилетия в России

Мессенджеры стали самыми популярными приложениями десятилетия в России

Мессенджеры стали самыми популярными приложениями десятилетия в России